Венчание – это Таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Венчающаяся пара — обещает хранить верность друг другу.
Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.
Ниже приведена информация, которая позволит вам узнать о некоторых особенностях проведения Таинства Венчания непосредственно в нашем Храме.
Пожалуйста, не забудьте заранее обсудить со священником все вопросы, которые у вас есть по-поводу Таинства Венчания и ответы на которые здесь не представлены.
День Венчания:
- выбирается по венчальному календарю (уточняйте по телефону: +7 (926) 932-47-63, Елена);
- для невест – выбирая день Венчания, пожалуйста, помните, что в дни женского месячного очищения Таинство Венчания не производится;
- выбранная вами дата должна быть заранее согласована со священником:
- для этого потребуется подъехать в Храм и лично обсудить все имеющиеся вопросы;
- время Венчания также оговаривается (обычно – это 13.00);
- Таинство Венчания длится приблизительно 1 час;
- по предварительному согласованию со священником вы можете украсить
Храм цветами; - фото и видеосъемка – 1 человек (или фотограф или видеосъемка),
заранее оговаривается.
Для таинства Венчания необходимо:
- пройти предварительное собеседование со священником;
- Венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве Венчания — женихом и невестой;
- Венчальные свечи – продаются в Церковной лавке;
- Рушник (венчальное полотенце) — обязательно однотонное: белое или
розовое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять
на нем вдвоем;
- Обручальные кольца — допустимы украшения из драгоценных камней.
По церковному уставу кольца должны быть разными: у жениха – золотое, а у невесты
– серебряное (желательно это соблюсти).
Обязательные требования для венчающихся:
- пожалуйста, постарайтесь проверить крепость и верность своих чувств друг к другу, дабы избежать подачи прошения о церковном расторжении брака по причине «не сошлись характерами»;
- постарайтесь заранее проверить свою способность смиряться с возможными моментами гордости, самомнения и эгоизма вашего избранника/избранницы, чтобы для вашего семейного союза это не стало неожиданным открытием и дорогой к расторжению брака, заключенного перед Господом;
- «Крест Господа» – в семейной жизни – это ваша любовь, смирение, уважение и жертвенность по отношению друг к другу.
Обязательно жених и невеста:
- должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Если люди хотят супружеской жизни, но не хотят ее узаконить, то такие отношения Церковь освятить не может;
- не должны иметь обязательств жениться или выйти замуж за другого;
- не могут состоять: в кровном родстве – вплоть до четвертой степени родства (т.е., например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве: — если желающие вступить в брак являются крестным и крестной у одного и того же человека; — если вы желаете вступить в брак с вашим крестником или крестницей; — если вы желаете вступить в брак с вашим крестным или крестной;
- должны исповедоваться накануне венчания (по окончании вечернего богослужения);
- прийти в Храм в день Венчания к началу службы (Божественная Литургия – 9.00 утра), ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи;
- В день Венчания – причаститься Святых Христовых Тайн;
- должны быть с нательными крестиками.
Желательные требования для венчающихся:
- за 3 дня до Венчания подготовиться к Таинствам исповеди и причастия:
постом – воздержание от скоромной пищи: мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а если супружеская жизнь уже имеет место – воздержание от брачных
отношений;
и молитвами – к домашним вечерним молитвам добавляется правило ко Святому Причащению (оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению); - жениху и невесте желательно иметь шаферов (свидетелей), которые будут
держать венцы.
Требования к свидетелям. - оба свидетеля обязательно должны быть крещенными в православной
вере и присутствовать на Таинстве Венчания в нательных крестиках; - свидетелями не могут быть родители венчающихся;
- свидетелями не могут стать разведенные супруги – т.к. сами не сохранили
благодати, полученной ими в Таинстве Венчания и не могут быть
верными духовными руководителями для создаваемой семьи; - свидетелями не могут стать люди, живущие в «гражданском», не
зарегистрированном в ЗАГСе, браке – открыто живя во блуде, они вообще
не могут приступать к Церковным Таинствам; - наличие свидетелей не является обязательным условием для совершения Таинства Брака: их присутствие определяется желанием жениха и невесты.
Некоторые особенности одежды невесты: - у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или
платок); - плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
- платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке
какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда
невесте уже не положено; - косметика и украшения – или отсутствовать, или в минимальном
количестве; - т.к. вам предстоит в день Венчания быть еще и на Литургии, то в
совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было
удобно и безболезненно, подумайте об обуви без каблука.
Возраст венчающихся:- нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
- в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет (Это препятствие не распространяется на тех, кто вступил в гражданский брак в более раннем возрасте, и только в преклонном возрасте возымел желание получить церковное благословение).
Церковь не освящает союз между или с:
- иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульмане). Принадлежащий к нехристианской конфессии крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в православном таинстве, каким является венчание.
- некрещеными (и не собираются принять крещение перед Венчанием);
- атеистами;
- людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
- людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.
Возможные варианты для Венчания:
- в особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
- православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.
Ограничения на освящение брачного союза Церковью:
- если один из будущих супругов состоит в церковном или гражданском
браке. Гражданский брак должен быть сначала расторгнут, а для
церковного брака добавляется еще и условие благословления
архиерея на новый брак; - Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, т.е. Таинство
Венчания не будет совершено если одна из сторон вступает уже в
четвертый гражданский брак (даже если церковный брак в этом случае
– впервые); - лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине,
вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и
выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими
правилами.
Вступление в брак с духовным лицом: - если вашим избранником является человек, решивший стать священником,
то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения
вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана; - вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных
ими обетов Богу.
Повторное Венчание допускается: - если второй брак зарегистрирован в ЗАГСе;
- у правящего архиерея получено благословение на второе Венчание.
Поведение в Храме во время Таинства Венчания: - Таинство Венчания – это не действо, не представление, это – молитва;
- по возможности, пожалуйста, отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником: в течении всей церемонии Церковь почти ни о ком больше не молится, как только женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
- все присутствующие при Венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
- если вы пришли заблаговременно и еще застали окончание Литургии, пожалуйста, отнеситесь с пониманием к тому, что вы находитесь в Храме, где совершается молитва;
- по возможности воздержитесь от не необходимых и громких разговоров и
смеха.
Можно ли свидетелям менять руку во время венчания?
Свидетель (-ница), который держит венец над головой жениха (невесты) при необходимости может сменить руку.
Родительское благословление (в соответствии с традициями).
- жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
- при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
- молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
- вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
- иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста;
если иконы вешаются над кроватью молодоженов, то они должны быть снабжены легкой занавеской; - если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;
- в старину помимо благословления у родных родителей принято было получать благословление и у крестных родителей.
- Однако: когда родители не дают разрешения, исходя из каких-либо житейских ли эгоистических соображений, то, если они не принимают увещания священника, дозволяется совершить венчание без согласия родителей.
Почему венчают в постные дни: среду и пятницу? - с т. з. Церкви сутки начинаются с вечера;
- за Венчанием последует супружеская ночь;
- т.о., если Венчаться во вторник или в четверг, то супружеская ночь
попадает на время поста – с вечера вторника/четверга, что недопустимо; - при Венчании в среду/пятницу супружеская ночь наступает в период,
когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).
Краткое описание Обручения: - Обручение (предшествует Венчанию) – скрепляет взаимные обещания
вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед
лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу
и усмотрению. - Для большего осознания, что обручение совершается перед лицом
Божиим, жених и невеста предстают перед святыми дверями храма,
а священник, символизируя Господа Иисуса Христа – находится в алтаре. - Священник вводит венчающихся в храм – с этого момента пара, перед
лицом Самого Бога, в его Храме, начинает свою новую супружескую
жизнь. - Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха,
который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту,
произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные
свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие
жениха и невесты и пребывающую благодать Божию. - Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от
лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника,
все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в
ожидании от него духовного благословления. Священник тайно читает
молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его
крестообразно, и невесте. После благословления венчающиеся
обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы,
Которая все совершает и утверждает. - Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и
утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их
новой жизни.
Краткое описание Венчания: - Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными
свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением,
прославляющим благословлённое Богом супружество. - Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на
полу плат (белый или розовый). На него становятся венчающиеся. - Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают
ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак
и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему
лицу вступить с ним в брак. - Священник провозглашает сопричастность брачующихся Царству
Божиему, затем – произносится краткая ектения о благосостоянии
душевном и телесном. - Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа
благословить этот брак; благословить, сохранить и помянуть
брачующихся и о том, чтобы Господь сочетал брачующихся, венчал их
в единое целое и даровал им детей. - По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему
поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца
и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен
образ Пресвятой Богородицы. - Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая
благословления Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою
и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным
благословлением жениха и невесты. - По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя:
“Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
ο Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз
уподобляется союзу Христа и Церкви: это и самопожертвование Христа
за грешных людей и последователи Его, готовые жизнь отдать за
свою веру и любовь к Господу. Венчающимся пытаются донести страх
опечалить любимого, нарушить душевное единение семьи.
Лишиться любви – значит, лишиться присутствия Божия в семейной
жизни. Муж и жена равны между собой и повинуются Господу
Иисусу Христу. - Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского
союза и освящении его. - Молитва о сохранении венчающихся в мире и единомыслии, чтобы брак
был честным и дожили они до старости, исполняя заповеди Божии
от чистого сердца. - После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением
неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве
поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених
и невеста преклоняют головы под венцами. - Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет
ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам,
отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку
мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее
кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви,
соединяющей их во Христе навеки. - Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит
священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие,
ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов
похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает
венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных
неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва
(с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются
именем Святой Троицы и иерейским благословением. - Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой
любви друг к другу. - Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону
Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются
местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им
крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя,
невесте — образ Пресвятой Богородицы.