Таинство Венчания (Брака)

Венчание – это Таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Венчающаяся пара — обещает хранить верность друг другу.
Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.
Ниже приведена информация, которая позволит вам узнать о некоторых особенностях проведения Таинства Венчания непосредственно в нашем Храме.
Пожалуйста, не забудьте заранее обсудить со священником все вопросы, которые у вас есть по-поводу Таинства Венчания и ответы на которые здесь не представлены.
 День Венчания:

  • выбирается по венчальному календарю (уточняйте по телефону: +7 (926) 932-47-63, Елена);
  • для невест – выбирая день Венчания, пожалуйста, помните, что в дни женского месячного очищения Таинство Венчания не производится;
  • выбранная вами дата  должна быть заранее согласована со священником:
  • для этого потребуется подъехать в Храм  и лично обсудить  все имеющиеся вопросы;
  • время Венчания также оговаривается (обычно – это 13.00);
  • Таинство Венчания длится приблизительно 1 час;
  • по предварительному согласованию со священником вы можете украсить
    Храм цветами;
  • фото и видеосъемка  – 1 человек (или фотограф или видеосъемка),
    заранее оговаривается.

Для таинства Венчания необходимо:

  • пройти предварительное собеседование со священником;
  • Венчальную пару икон  – Спасителя и Божией Матери. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве Венчания — женихом и невестой;
  • Венчальные свечи – продаются в Церковной лавке;
  • Рушник (венчальное полотенце) — обязательно однотонное: белое или
    розовое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять
    на нем вдвоем;

 

 

 

 

  • Обручальные кольца — допустимы украшения из драгоценных камней.
    По церковному уставу кольца должны быть разными: у жениха – золотое, а у невесты
    – серебряное (желательно это соблюсти).

 

 

 

 

 

Обязательные требования для венчающихся:

  • пожалуйста, постарайтесь проверить крепость и верность своих чувств друг к другу, дабы избежать подачи прошения о церковном расторжении брака по причине «не сошлись характерами»;
  • постарайтесь заранее проверить свою способность смиряться с возможными моментами гордости, самомнения и эгоизма вашего избранника/избранницы, чтобы для вашего семейного союза это не стало неожиданным открытием и дорогой к расторжению брака, заключенного перед Господом;
  • «Крест Господа» – в семейной жизни – это ваша любовь, смирение, уважение и жертвенность по отношению друг к другу.

Обязательно жених и невеста:

  • должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Если люди хотят супружеской жизни, но не хотят ее узаконить, то такие отношения Церковь освятить не может;
  • не должны иметь обязательств жениться или выйти замуж за другого;
  • не могут состоять:                                                                                                                                  в кровном родстве – вплоть до четвертой степени родства (т.е., например, с троюродным братом или сестрой);                                                                                                    в духовном родстве:                                                                                                                              — если желающие вступить в брак являются крестным и крестной у одного и того же человека;                                                                                                                                                    — если вы желаете вступить в брак с вашим крестником или крестницей;                            — если вы желаете вступить в брак с вашим крестным или крестной;
  • должны исповедоваться накануне венчания (по окончании вечернего богослужения);
  • прийти в Храм в день Венчания к началу службы (Божественная Литургия – 9.00 утра), ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи;
  • В день Венчания – причаститься Святых Христовых Тайн;
  • должны быть с нательными крестиками.

Желательные требования для венчающихся:

  • за 3 дня до Венчания подготовиться к Таинствам исповеди и причастия:
    постом – воздержание от скоромной пищи: мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а если супружеская жизнь уже имеет место – воздержание от брачных
    отношений;
    и молитвами – к домашним вечерним молитвам добавляется правило ко Святому Причащению (оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению);
  • жениху и невесте желательно иметь шаферов (свидетелей), которые будут
    держать венцы.
    Требования к свидетелям.
  • оба свидетеля обязательно должны быть крещенными в православной
    вере и присутствовать на Таинстве Венчания в нательных крестиках;
  • свидетелями не могут быть родители венчающихся;
  • свидетелями не могут стать разведенные супруги – т.к. сами не сохранили
    благодати, полученной ими в Таинстве Венчания и не могут быть
    верными духовными руководителями для создаваемой семьи;
  • свидетелями не могут стать люди, живущие в «гражданском», не
    зарегистрированном в ЗАГСе, браке – открыто живя во блуде, они вообще
    не могут приступать к Церковным Таинствам;
  • наличие свидетелей не является обязательным условием для совершения Таинства Брака: их присутствие определяется желанием жениха и невесты.
    Некоторые особенности одежды невесты:
  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или
    платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке
    какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда
    невесте уже не положено;
  • косметика и украшения – или отсутствовать, или в минимальном
    количестве;
  • т.к. вам предстоит в день Венчания быть еще и на Литургии, то в
    совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было
    удобно и безболезненно, подумайте об обуви без каблука.

    This slideshow requires JavaScript.


    Возраст венчающихся:

    • нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
    • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет (Это препятствие не распространяется на тех, кто вступил в гражданский брак в более раннем возрасте, и только в преклонном возрасте возымел желание получить церковное благословение).

    Церковь не освящает союз между или с:

    • иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульмане). Принадлежащий к нехристианской конфессии крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в православном таинстве, каким является венчание.
    • некрещеными (и не собираются принять крещение перед Венчанием);
    • атеистами;
    • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
    • людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.

    Возможные варианты для Венчания:

    • в особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
    • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

    Ограничения на освящение брачного союза Церковью:

    • если один из будущих супругов состоит в церковном или гражданском
      браке. Гражданский брак должен быть сначала расторгнут, а для
      церковного брака добавляется еще и условие благословления
      архиерея на новый брак;
    • Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, т.е. Таинство
      Венчания не будет совершено если одна из сторон вступает уже в
      четвертый гражданский брак (даже если церковный брак в этом случае
      – впервые);
    • лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине,
      вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и
      выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими
      правилами.
      Вступление в брак с духовным лицом:
    • если вашим избранником является человек, решивший стать священником,
      то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения
      вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
    • вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных
      ими обетов Богу.
      Повторное Венчание допускается:
    • если второй брак зарегистрирован в ЗАГСе;
    • у правящего архиерея получено благословение на второе Венчание.
      Поведение в Храме во время Таинства Венчания:
    • Таинство Венчания – это не действо, не представление, это – молитва;
    • по возможности, пожалуйста, отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником:  в течении всей церемонии Церковь почти ни о ком больше не молится, как только женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
    • все присутствующие при Венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
    • если вы пришли заблаговременно и еще застали окончание Литургии, пожалуйста, отнеситесь с пониманием к тому, что вы находитесь в Храме, где совершается молитва;
    • по возможности воздержитесь от не необходимых и громких разговоров и
      смеха.
      Можно ли свидетелям менять руку во время венчания?
      Свидетель (-ница), который держит венец над головой жениха (невесты) при необходимости может сменить руку.

    Родительское благословление (в соответствии с традициями).

    • жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
    • при согласии на брак, родители с обеих сторон  благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя,  девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
    • молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
    • вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
    • иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста;
      если иконы вешаются над кроватью молодоженов, то они должны быть снабжены легкой занавеской;
    • если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;
    • в старину помимо благословления у родных родителей принято было получать благословление и у крестных родителей.
    • Однако: когда родители не дают разрешения, исходя из каких-либо житейских ли эгоистических соображений, то, если они не принимают увещания священника, дозволяется совершить венчание без согласия родителей.
      Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?
    • с т. з. Церкви сутки начинаются с вечера;
    • за Венчанием последует супружеская ночь;
    • т.о., если Венчаться во вторник или в четверг, то супружеская ночь
      попадает на время поста – с вечера вторника/четверга, что недопустимо;
    • при Венчании в среду/пятницу супружеская ночь наступает в период,
      когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).
      Краткое описание Обручения:
    • Обручение (предшествует Венчанию) – скрепляет взаимные обещания
      вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед
      лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу
      и усмотрению.
    • Для большего осознания, что обручение совершается перед лицом
      Божиим, жених и невеста предстают перед святыми дверями храма,
      а священник, символизируя Господа Иисуса Христа – находится в алтаре.
    • Священник вводит венчающихся в храм – с этого момента пара, перед
      лицом Самого Бога, в его Храме, начинает свою новую супружескую
      жизнь.
    • Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха,
      который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту,
      произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные
      свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие
      жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
    • Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от
      лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника,
      все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в
      ожидании от него духовного благословления. Священник тайно читает
      молитву, после чего надевает кольцо жениху,  троекратно осеняя его
      крестообразно, и невесте. После благословления венчающиеся
      обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы,
      Которая все совершает и утверждает.
    • Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и
      утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их
      новой жизни.
      Краткое описание Венчания:
    • Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными
      свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением,
      прославляющим благословлённое Богом супружество.
    • Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на
      полу плат (белый или розовый). На него становятся венчающиеся.
    • Священник задает вопросы жениху (потом невесте) –   подтверждают
      ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак
      и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему
      лицу вступить с ним в брак.
    • Священник провозглашает сопричастность брачующихся Царству
      Божиему, затем – произносится краткая ектения о благосостоянии
      душевном и телесном.
    • Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа
      благословить этот брак; благословить, сохранить и помянуть
      брачующихся и о том, чтобы Господь сочетал брачующихся, венчал их
      в единое целое и даровал им детей.
    • По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему
      поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца
      и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен
      образ Пресвятой Богородицы.
    • Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая
      благословления Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою
      и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным
      благословлением жениха и невесты.
    • По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя:
      “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
      ο    Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз
      уподобляется союзу Христа и Церкви: это и самопожертвование Христа
      за грешных людей и последователи Его, готовые жизнь отдать за
      свою веру и любовь к Господу. Венчающимся пытаются донести страх
      опечалить любимого, нарушить душевное единение семьи.
      Лишиться любви – значит, лишиться присутствия Божия в семейной
      жизни. Муж и жена равны между собой и повинуются Господу
      Иисусу Христу.
    • Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского
      союза и освящении его.
    • Молитва о сохранении венчающихся в мире и единомыслии, чтобы брак
      был честным и дожили они до старости, исполняя заповеди Божии
      от чистого сердца.
    • После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением
      неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве
      поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених
      и невеста преклоняют головы под венцами.
    • Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет
      ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам,
      отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку
      мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее
      кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви,
      соединяющей их во Христе навеки.
    • Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит
      священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие,
      ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов
      похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает
      венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
      Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных
      неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва
      (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются
      именем Святой Троицы и иерейским благословением.
    • Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой
      любви друг к другу.
    • Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону
      Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются
      местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им
      крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя,
      невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *